Заглянул за чадру

Мы ужинали в Манаме в гостинице "Меридиан", где, по мнению моего бахрейнского друга, - самая хорошая кухня. Официанты не были перегружены и услужливо заглядывали в глаза. Гостей в ресторане было не много. Большинство из них - высокие и упитанные саудовцы, приезжающие на остров с материка по 25-километровому путепроводу отдохнуть от сухого закона в космополитичной Манаме.

За столами - в основном мужские компании, на некоторых - спиртные напитки. Есть и любезничающие пары. Спутницы саудовских кавалеров в черных шалях сидят преимущественно спиной к залу с открытыми лицами, откинув чадру на голову. Одна из них, преобразовав свою паранджу, превратила ее в шоры, полностью закрывшие ее профиль для взглядов со стороны, так что лицо анфас видит только ее спутник.

Чадра к религии отношения не имеет. Женщины, совершающие обряды хаджа, напротив, должны выполнять их с открытым лицом.

Есть мнение, что традиция прятаться за покрывалом появилась в древности среди знатных персиянок, заботившихся о белизне лица, и получила хождение в соседних странах. Мужчины, использовали женскую заботу о красоте в своих целях и способствовали распространению чадры, чтобы обсепечить себе более спокойную жизнь. Женщины в свою очередь стали украшать чадру и видоизменять ее в зависимости от возраста, семейного и социального положения, использовать различные краски и материалы для их изготовления.

В последние годы многообразие вышло из моды. В Эмиратах лишь представительницы "третьего возраста" позволяют себе носить чадру, состоящую из двух или трех элементов, сделанных из плотных розовых, черных, желтых блестящих полосок и выглядящую как анахронизм. Ревнительницы традиций, девицы на выданье, их родительницы, обеспокоенные ростом числа "старых дев", предпочитают теперь глухую черную чадру, не оставляющую на воле даже глаза.

Арабы считают, что саудовские женщины отличаются особой, строгой красотой и изяществом форм. Говорят даже о только им свойственных особенностях физиологического строения. Точно о прелестях саудовок, кутающихся в черные скрадывающие фигуру шали и скрывающих под чадрой лицо, могли бы рассказать разве что их мужья. Однако среди них не принято не только говорить о достоинствах жен, но даже называть их имена.

В последнее время в некоторых аравийских странах разрешен показ женских мод, но он обставлен многими запретами и не получил широкого распространения. Демонстрация моделей женской одежды разрешена только в закрытых помещениях. Присутствие на показах мужчин категорически запрещено. Манекенщицы обязаны закрывать даже ту часть тела, которую мусульманская женщина не может показывать другой женщине, а именно: от пупка до колена. Походка девушек, демонстрирующих модели, может быть такой же разболтанной, как и на других подиумах в мире, но они обязательно должны получать за свое появление на демонстрационной площадке заработную плату, которая косвенно подтверждает их материальную, а не какую-либо другую заинтересованность.

Тем, кто живет в аравийских странах, чадра не мешает любоваться женщиной. Пушкин, конечно, был в более предпочтительном положении, видя половину прелестей и отгадывая остальные. Но ведь если наряд "макси" бывает эротичным, то искушающей может быть и чадра.

Я летел из Кувейта в Абу-Даби с посадкой в Дохе. Место в самолете было удобным в первом ряду, где обычно располагаются женщины с детьми. Посадка заканчивалась. Читая газету, я уже рассчитывал сидеть в одиночестве, когда стюардесса подвела к моему ряду высокую стройную молодую женщину, закутанную в черную шаль с плотно закрытым чадрой лицом.

Строгости в общении с аравийскими дамами мне известны. Как и полагается, я отнесся к соседству внешне безучастно, хотя в глубинах души поднималась волна интереса.

Газета меня больше не занимала. Едва я ее отложил, - незнакомка, сидевшая, положив ногу на ногу, сняв с пятки туфельку и раскачивая ее пальцами ноги в черном чулке, протянула в мою сторону руку, дав знать, что хотела бы почитать отложенную газету. Она подняла первое покрывало чадры, закрепила его на голове и развернула газету, читая ее через черную кисею.

Крупная кисть левой руки, державшая край газеты, находилась на уровне моих глаз. Красивые без изящества длинные сильные пальцы с аккуратно обработанными, но не накрашенными ногтями были убраны кольцами. На четвертом пальце красовался маленький золотой перстень. Бриллианты окружали лазурит размером с чечевицу, посаженный на тонкую золотую полоску. На указательном пальце перстень покрупнее с черным агатом в бриллиантовом обводе.

Принесли напитки. Я молча помог соседке открыть складной столик. Она ногтем проткнула пластмассовую крышку стаканчика и стала пить под чадрой, приподнимая ее настолько, насколько это было необходимо для поднесения стаканчика к губам.

Аравийские перелеты недолги. Стюардесса предложила для заполнения бланки паспортного контроля. Я протянул молчаливой, но не лишенной интереса к общению соседке, которой предстояло выходить в Дохе, свою ручку. Она молча показала на полку и пропустила меня к ней, чтобы достать ее сумку. Я долго не мог найти нужную, но, наконец, угадал и опять устроился созерцать. Она заполнила бланк, отложила его в сторону и стала листать свой паспорт. Сначала показала мне вклеенные в нем фотографии своих двоих детей 3-4-летнего возраста. Я рассматривал их с интересом, читал имена и называл их вслух. Она кивала головой. Потом паспорт на некоторое время закрылся и был открыт уже на фотографии его владелицы.

На меня смотрело сильное красивое лицо, длинное и узкое в скулах с яркими черными глазами и плотно сжатым большим властным ртом. Из него я услышал через некоторое время только одно прощальное слово. "Маассаляма", сказала она, поднимаясь с кресла и держа закрытый паспорт в руках. Уходя, она оглянулась, и неизвестно, что говорили закрытые чадрой глаза немножко напроказившей мусульманки, позволившей загянуть в свое лицо.

Автор Кай Чанаев