Оглавление
№ 1 (1), январь 2004: От редактора Россия и Украина на Дубайском торговом фестивале Медицина: Гомеопатия - наука, метод и средство лечения Страницы истории: Русская Православная Церковь в Персии-Иране (1597-2001 гг.) Эмиратские рассказы: Как надо отдыхать в Арабских Эмиратах Поэзия: Юмор и развлечения: В следующем номере >>> |
Русская Православная Церковь в Персии-Иране (1597-2001 гг.)Отрывки из книги игумена Александра (Заркешева), публикуются с благословения автора. Глава X. Православие в Персии в начале XX века 1. КОМАНДИРОВКА ПОСОЛЬСКОГО СВЯЩЕННИКА АРХИМАНДРИТА СТЕФАНА В СЕВЕРНУЮ ПЕРСИЮ В 1904 ГОДУ В марте 1903 года Экзарх Грузии Архиепископ Алексий в письме к обер-прокурору К.П.Победоносцеву поднимает вопрос о духовном окормлении в Персии оседлого русского населения: «В течении последних десятилетий увеличивается все более и более число православных русских людей, проживающих в пределах Персии, за русским рубежом. Разнообразные причины способствовали этому развитию торговых сношений с соседней с Закавказьем страной; усиление русского влияния в Северной Персии, особенно развитие рыбных промыслов по берегам Каспийского моря, находящихся, главным образом, в русских руках и привлекающих на ряду с туземным населением и русских православных рабочих. Наконец, в пределах Персии проживает не малое число беглецов из России - беглых солдат, казаков, преступников, преследуемых законом, и других лиц, потерявших внутри России право на легальное существование. Трудно исчислить хотя бы и приблизительное число всех этих лиц, но если верить слухам, исходящим от лиц, побывавших в Персии, число православных в персидской Астаре, в Энзели, Реште и других местах доходит теперь до 20000 человек. Все они лишены утешения и благословений веры. В настоящее время, с усилением русского влияния в Персии, при дружественных отношениях, существующих между Россией и Персией, было бы благовременно и полезно послать в Персию особо уполномоченное духовное лицо из Тифлиса, поручив ему на месте привести в известность число православных русских на персидской границе, и наметить удобные пункты для определения православных причтов с походными антиминсами, и лично переговорить в Тегеране по этому вопросу с русским посланником». «Выявлением» православного населения в Персии занялся по поручению Экзарха настоятель Тегеранской Посольской церкви Архимандрит Стефан (1901-1904 гг.), который был командирован в прикаспийские провинции Северной Персии. По окончании своего путешествия отец Стефан доложил священноначалию, что наиболее нуждающимися в церковных причтах местностями Северной Персии являются: Энзели – главный персидский порт на Каспийском море и города Решт и Казвин, где необходимо устроить православные церкви или молитвенные дома. В Энзели размещались представительства разных русских компаний и фирм, действовал русский порт, а также русские рыбные промыслы, на которых работали русские рабочие – 300 человек. В пятнадцати верстах от Энзели, в городе Решт, была также русская колония: служащие Российского консульства, Русско-Персидского Учетно-Ссудного банка, Энзели-Тегеранской шоссейной дороги. В двухстах верстах от Решта, в городе Казвин, размещалось Управление Энзели-Тегеранской шоссейной дороги с немалым количеством русских служащих. В целом, отец архимандрит сообщал, что отсутствие храма Божия и православного духовенства приводит к пагубным последствиям. Особенно печально в религиозно-нравственном отношении положение русских рабочих на рыбных промыслах в Энзели. Рабочие, лишенные утешений религии, в свободное от работы время обычно предаются пьянству, так что по окончании рыболовного сезона их духовно-нравственное состояние намного хуже, чем то, в котором они были до отъезда в Персию. В случае нужды, православные обращаются за отправлением церковных треб к армянскому причту, который выдает на непонятном для русских людей языке документы о совершенных требах. В заключение своего письма Архимандрит Стефан высказывал пожелание, чтобы для удовлетворения церковно-религиозных нужд наших соотечественников, живущих в Северной Персии по пути от Энзели до Тегерана, были определены в помощь ему два иеромонаха с послушниками-псаломщиками, получившими некоторое образование и могущими вести преподавание в начальных школах, которые также желательно открыть при церквях или молитвенных домах. Кроме того, отец Стефан ходатайствовал о том, чтобы ему дано было право объезжать, по мере необходимости, православных соотечественников, жительствующих от Тегерана до Энзели, для совершения богослужений и наблюдения за благоустроением церковно-религиозной жизни в местах, где сооружены молитвенные дома и школы. На основании собранных Архимандрит Стефаном сведений обер-прокурор подготовил в Священный Синод записку-предложение, рассмотрев которую Синод, в свою очередь, испросил мнение МИД по вопросу об открытии в Персии церковных штатов и о дозволении Архимандриту Стефану объезжать русские колонии. Ответ министра графа В.Н.Ламздорфа был отрицательным. Руководствуясь позицией тогдашнего российского посланника в Тегеране действительного статского советника П.М.Власова, министр, счел достаточными иметь два храма в Тегеране и Казвине, а Архимандриту Стефану, который находился в прямом подчинении МИДа, предписал находиться в Тегеране. Что касается российского посланника Петра Михайловича Власова, то в следующем 1905 году он скоропостижно скончался в Тегеране, будучи в должности главы русской дипломатической миссии. Его тело было вывезено в Россию, а мать Петра Михайловича заказала большой образ его небесного покровителя – Святого апостола Петра - и подарила на молитвенную память о ее сыне в посольскую церковь Российской Императорской миссии в Тегеране. В настоящее время этот образ в прекрасном серебряном окладе украшает Свято-Николаевский собор в Тегеране. 2. ПОСТРОЙКА СВЯТО-НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ В КАЗВИНЕ В 1904 ГОДУ Еще в 1901 году, следуя по дороге из порта Энзели в Тегеран к месту своего служения, Архимандрит Стефан остановился в г. Казвин. Там он узнал, что в городе находится Управление Энзели-Тегеранской шоссейной дороги, которая была построена русскими специалистами и являлась первой шоссейной дорогой в Персии. На всем протяжении Энзели-Тегеранской дороги были расположены заставы, на которых производился денежный сбор за проезд пассажиров и провоз товаров. На всех заставах работали русские. Начальник дороги инженер Николай Владимирович Полторанов посетовал отцу Стефану на трудности духовного плана. Младенцы оставались долго некрещеными или же крещены были армянскими священниками, усопшие похоронены без отпевания или погребены были теми же армянами, супружеские сожития не имели церковного освящения и т.п. В большие праздники русские принуждены ходить в армянские церкви и вносить на них ежегодно денежные пожертвования. Архимандрит Стефан посоветовал начальнику дороги построить на территории Управления часовню - молитвенный дом, где можно было бы совершать богослужения. Совет этот был принят инженером Полторановым, и во второй свой приезд в Казвин для совершения треб, отец архимандрит совершил уже закладку будущего молитвенного дома. Во время своей инспекционной поездки в Северную Персию в 1904 году отец Стефан имел духовную радость увидеть, что г-н Полторанов вместо часовни выстроил настоящий, хотя и небольшой (вместимостью на 40-50 человек) храм с двумя куполами и с колокольней. Мало того, им же была заказана и вся внутренняя обстановка храма: иконостас, утварь, иконы и вообще все необходимые предметы. Кроме церкви, в Казвине инжинером Полторановым была устроена русская школа, помещавшаяся в двух больших светлых комнатах. В ноябре 1904 года в новосооруженную в Казвине церковь в честь Святителя Николая Чудотворца Экзарх Грузии Архиепископ Карталинский и Кахетинский Алексий командировал священника Николая Бернасовского. Этот молодой священник в 1904 году окончил Тифлисскую Семинарию и состоял при Экзаршей церкви. Направление его в Казвин состоялось по просьбе Управления Энзели-Тегеранской шоссейной дороги. Экзарху удалось убедить МИД в необходимости постоянного причта в Казвине. 7 сентября 1905 года Святейший Синод утвердил настоятелем казвинской церкви священника Николая Бернасовского с тем, чтобы жалование причту церкви было назначено Управлением Энзели-Тегеранской дороги. 3. ОСВЯЩЕНИЕ СВЯТО-АЛЕКСЕЕВСКОГО ХРАМА В РОССИЙСКОМ КОНСУЛЬСТВЕ В РЕШТЕ В 1905 ГОДУ Как уже было сказано выше, русские консульства в Персии в начале XIX века были закрыты в связи с начавшейся Первой русско-персидской войной (1804-1813 гг.). Точная дата возобновления работы Российского консульства в главном городе Гилянской провинции Решт неизвестна. Но, тем не менее, из переписки между вице-канцлером К.В.Нессельроде и российским посланником в Тегеране И.О.Симоничем известно, что 14 июля 1834 года император Николай I одобрил предложение МИД открыть в Реште Российское консульство. На должность консула был временно назначен секретарь Генерального консульства в Тавризе г-н Ходзько. Поначалу новый консул должен был выезжать в Решт только в период навигации, т.е. с мая по сентябрь. Первый раз Ходзько прибыл в Решт в мае 1835 года. С этого времени деятельность русского консульства в Реште больше не прекращалась до русской революции 1917 года. Российское консульство в Реште было открыто с ноября по март, а на остальное время переселялось на побережье Каспийского моря в г. Энзели. Также в Реште находилось отделение Русско-Персидского банка с целым штатом чиновников и проживало несколько служащих Энзели-Тегеранской шоссейной дороги. Колония остро нуждалась в удовлетворении религиозных потребностей, о чем докладывал в 1904 году Архимандрит Стефан . Во время строительства нового здания Консульства сотрудники решили одну большую комнату превратить в постоянную домовую церковь, собрав для этого, необходимые денежные средства. Российский консул в Гиляне г-н Похитонов сообщал в 1900 году, что им уже было собрано пожертвований 3000 рублей и ещё обещано разными лицами около 9000 рублей . Церковь была устроена в ознаменование рождения наследника престола цесаревича Алексея Николаевича. 13 ноября 1905 году состоялось торжественное освящение консульского храма, которое совершил прибывший из Тегерана настоятель посольской церкви Архимандрит Адриан (1905-1906 гг.). На освящении присутствовала вся русская колония во главе с консулом - коллежским асессором г-ном Олферьевым. Церковь была освящена в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского. Для того, чтобы читатель мог представить себе русское дипломатическое присутствие в Персии до революции 1917 года, позволим себе перечислить лишь список дипломатических учреждений Российской империи в этой стране:
* - отмечены города, в которых были русские православные храмы, молитвенные дома или часовни. Говоря о российской дипломатической службе в Персии, нельзя не упомянуть о следующем факте. В 1916 году в Персию к новому месту службы прибыл российский дипломат Борис Эдуардович Блюм со своим семейством, в том числе и четырехлетним сыном Андреем, который в будущем станет известным иерархом Русской Православной Церкви Митрополитом Сурожским Антонием. По воспоминаниям Владыки Антония, его отец проходил консульское служение в Тегеране и Тавризе. Во время своего детского пребывания в Персии Андрей выучил персидский язык и свободно говорил на нем, но в последствии без практики забыл. Семья Блюмов пробыла в Персии до 1920 года, а затем переехала в Европу. |