Русская Православная Церковь в Персии-Иране (1597-2001 гг.). Часть 2-я

Отрывки из книги игумена Александра (Заркешева), публикуются с благословения автора.

Глава XIV. Положение православных после исламской революции 1979 года в Иране

1. СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ПРИХОД В ДНИ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1979 ГОДА

В 1979 году, когда в Иране происходила Исламская революция, Свято-Николаевский собор в Тегеране оставался без настоятеля. Церковными делами заправлял староста г-н Семендеев, русскую библиотеку возглавляла ассирийка Наталья Фролова, а старческим домом заведовала Елена Александровна Ковалева, которой помогал Дамский Комитет во главе с Зиновьей Васильевной Булах. В эти неспокойные дни русский старческий дом посетила дочь члена Революционного совета Аятоллы Талегани. Она успокоила всех заявлением, что новая власть не будет вмешиваться в дела русской богадельни и окажет ей помощь. Слово свое она сдержала. В это самое время обстановка в Тегеране была тревожной: повсюду раздавались крики и выстрелы, горели машины, ходить по городу было страшно. В богадельне закончились продукты, управляющая старческим домом не знала, что делать. Помощь пришла неожиданно. Посланец Аятоллы Талегани передал богодельни продукты и 30000 риал (350 долларов). Г-жа Ковалева написала расписку на эту сумму, но бородатый посланец разорвал бумагу – революции не нужна бюрократия! Аятолла Талегани умер в том же 1979 году, его именем названа улица недалеко от русского собора.

В ноябре 1979 года революционная исламская молодежь штурмовала «гнездо шпионов» - американское посольство в Тегеране. Поскольку Свято-Николаевский храм находится прямо напротив посольства, то некоторые участники штурма забрались на стену церкви и начали прыгать вниз в церковный двор. Две пожилые русские женщины Е.А.Ковалева и Н.Фролова, надев белые халаты, вышли к ним и сумели убедить разгоряченную молодежь покинуть территорию православного храма.

Во время захвата американского посольства было много стрельбы, преимущественно в воздух, отчего кровля церкви и старческого дома покрылась пробоинами от пуль. Во время обстрелов все 28 насельников богадельни скрывались в подвальном помещении столовой.

В 1986 г. был ликвидирован Свято-Николаевский храм в Казвине. Земельный участок, на котором стояла русская церковь, был передан министерству путей сообщения. Ничего с этим решением поделать было нельзя т.к. еще по советско-персидскому договору 1921 года русские шоссейные дороги Энзели-Тегеран и Казвин-Хамадан, включая постройки, к которым относился и Свято-Николаевский храм, безвозмездно отходили персидскому правительству. Никаких юридических прав у русской общины на эту церковь не было, но с благосклоного разрешения местных властей храм использовался православными верующими, пока территория храма не понадобилась министерству путей сообщения под строительство. К тому времени в Казвине уже почти не осталось русских людей. Известно, что последним церковным старостой Свято-Николаевского храма был доктор Филипович. Из Тегерана от Свято-Николаевского собора приехала комиссия в составе старосты А.В.Семендеева, казначея Б.А.Унанова, председателя ревизионной комиссии Е.В.Овчинникова и его помощника Н.Г.Ермакова. Члены комиссия вынесла из храма оставшиеся иконы, сняли церковный колокол и церковный купол с крестом. Все это было перевезено в Свято-Николаевский собор в Тегеране. Казвинский колокол Василием Малгами и Андреем Пиленко, был установлен на колокольне тегеранского храма. На настоящий день это самый большой колокол в звоннице Свято-Николаевского собора.

В конце 80-х годов староста Семендеев вывез большое количество икон из энзелийского молитвенного дома под предлогом того, что в Тегеране они будут в большей сохранности. Дальнейшая судьба этих икон не известна.

В 1988 году староста А.В.Семендеев отправляет в Дамаск, Сирия, в патриархию Антиохийской Православной Церкви прихожанку-ассирийку Сусанну Шамун с просьбой направить в Свято-Николаевский собор в Тегеране православного священника со знанием русского языка. В Антиохийской патриархии г-же Шамун ответили, что у них только один священник знает русский язык, но послать его в Иран они не могут т.к. сами остро нуждаются священниках. С таким ответом г-жа Шамун вернулась обратно в Тегеран, а позднее, в начале 90-х переехала на постоянное место жительство в США.

Интересно отметить, что Исламская Республика Иран является единственной страной в мире, где до сих пор действуют законы Российской империи. Объяснение этого поразительного факта следующее. После победы Исламской революции в Иране судебное право в стране было приведено в соответствие с нормами исламского законодательства. Религиозные меньшинства: христиане, иудеи, зороастрийцы - в области семейного права (вопросы бракосочетания, развода, наследства, усыновления) - получили разрешение руководствоваться своими религиозными предписаниями. Приходской совет Свято-Николаевского собора «ничто же сумняшеся», взяв полный свод Законов Российской империи, слово в слово перевел на фарси все, что касалось семейного права, и предоставил получившийся документ в Министерство юстиции Исламской Республики Иран.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТЕГЕРАНЕ СВЯЩЕННИКА СТЕФАНА ЕВНИХА (1990-1992 гг.)

На рубеже 80-90 годов в Тегеране объявился священник Стефан Евних. Родился Стефан Джабраилович Евних 16 сентября 1937 года в Москве в семье ассирийцев, выходцев из Ирана, в 20-х годах переселившихся из Грузии в Москву. Посещал Елоховский собор в Москве, где с 1947 ггода прислуживал в алтаре протоиерею Зиновию Витвицкому и протопресвитеру Николаю Колчицкому. В 1955 году поступил в Московскую Духовную Семинарию, но вскоре был отчислен. В 1961 году Стефан Евних, как имеющий иранское подданство, переехал на постоянное жительство в Иран. По прибытии в страну был арестован властями, якобы за коммунистическую пропаганду, и посажен в тюрьму. По освобождении был отправлен в ссылку в Тебриз. В 1964 году приехал в Тегеран и попытался устроиться псаломщиком в Свято-Николаевском соборе, но этому категорически воспротивился Архимандрит Викторин (Любях). Позже Евних женился на ассирийке, вместе с которой имел небольшую мастерскую по пошиву одежды. После победы Исламской революции предложил свою кандидатуру руководству Русской Зарубежной Церкви на вакантное место священника тегеранского храма. В 1989 году приехал с супругой в США, где был рукоположен в диакона, затем в священники. Решением Архиерейского Синода Зарубежной Церкви от 30 января 1989 года священник Стефан Евних был назначен настоятелем Свято-Николаевского собора в Тегеране с поручением «миссионерской деятельности в странах и княжествах Ближнего Востока, где проживают православные ассирийцы».

Вернувшись в священническом сане и в качестве настоятеля в Иран, Стефан Евних не был признан таковым приходским советом, что привело к крупному конфликту на приходе. Новый настоятель снял с должности старосту Александра Семендеева и всех членов приходского совета. На их место он назначил новых людей, с которыми по прошествии времени тоже вступил в конфликт. 4 октября 1990 года Архиерейским Синодом РПЦЗ священник Стефан Евних был уволен за штат, но несмотря на это продолжал служить в храме. 13 декабря 1990 года Архиерейским Синодом иерей Стефан Евних запрещен в священнослужении. Решению Синода он не подчинился и продолжал совершать богослужения в храме вплоть до своей скоропостижной смерти в апреле 1992 года. Из-за конфликта с новым церковным старостой был похоронен на ассирийском кладбище. Вдова уехала на постоянное место жительства в США.